Финансовая система современности. Перспективы развития финансового мира.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Египет


Арабская Республика Египет

Египетский рынок контролируется европейскими странами и США. Обеспечение интересов американских и европейских компаний в Египте осуществляется через экспорт капитала, включая прямые и портфельные инвестиции, государственные и банковские кредиты, государственную безвозмездную помощь. 40% внешнего долга Египта приходится на Францию, Англию, Германию и Италию, 20% - на США.
В 2005г. темпы роста экономики Египта составили в среднем 3.4%, уровень инфляции - 15-18%, безработица достигла 10%. Размер частных инвестиций сократился с 16% до 8.5%, а зарубежные инвестиции не превышали 1,4 млрд. долл. США, что составило менее половины всех зарубежных инвестиций, совершенных между 80-90гг. Также - проблемой, которую необходимо решить, является избыточная занятость в административном секторе: сегодня на 12 жителей Египта приходится по одному сотруднику администрации.

Статус экономики: сырьевая, перерабатывающая.

Источник: http://i-compas.ru/compas/egipet

КФР. В 2005г. увеличились прямые поступления от экспорта газа, нефти и нефтепродуктов, которые составили 7 млрд. долл. США. Рост добычи углеводородов закончился к началу 2006г., и показатели работы отрасли были по сравнению с 2005г. нестабильны, т.к. производство газа стагнировало, а производство сырой нефти сократилось.
Отметим следующие основные характеристики рынка:
 нефтепереработкой занимаются египетские акционерные компании. Иностранный капитал пытался внедриться в нефтепереработку, но пока безуспешно. В частности, ливийцы и израильтяне в 2000-2002гг. инвестировали значительные средства в создание нефтеперерабатывающих мощностей в Египте НПЗ - <Мидор>, но под давлением местного бизнеса были вынуждены продать свой активы египтянам;
 поставки нефтепродуктов и газа на внутренний рынок осуществляются государственными компаниями. Американские концерны <Мобил>, <Эссо> и <Калтекс> допущены к розничной торговле бензином и маслами.
Ценообразование регулируется министерством нефти.
В целях стабилизации внутренних цен на природный газ министерство внешней торговли и промышленности и министерство нефти Египта в 2005г. подписали двусторонний протокол о фиксации на ближайшие 7 лет цены для промышленных предприятий. Цена установлена из расчета 1 долл. за 1 млн. британских тепловых ед. (British Thermal Units - mmbtu). Но протокол не работает, т.к. по указанию министра нефти с 2006г. газ покупается государством у добывающих компаний по 2,65 долл. за mmbtu (130 долл. США/т).
Операциями на внутреннем рынке Египта по покупке у концессионеров природного газа и его перепродажей монопольно занимается египетская государственная компания Gasco.
По данным компании <Бритиш Газ Иджипт>, только 25% добываемого на территории Египта природного газа пригодно для использования в качестве сырья для производства полипропилена и полиэтилена. Пропан и этан добывается в основном в Западной пустыне. Газ, добываемый компанией <Бритиш Газ> на шельфе Средиземного моря, на 99% состоит из метана, имеющего один атом углерода.
Компания Sidpec на внутреннем рынке в 2006г. закупила 461 тыс.т. природного газа по средней цене 300 долл. США за 1 т. с поставкой на предприятие. British thermal units (Кувейт Петролеум Корпорейшен поставляет пропан по 500 долл. за 1 т. ФОБ).
В Египте производится 10 млн.т. азотных удобрений, значительная часть которых экспортируется.
Египетское правительство планирует в ближайшие 5 лет увеличить экспорт египетских товаров и услуг с 20% до 40% ВВП. Достижение этой цели требует повышения производительности и улучшения качества производимых в Египте товаров. В 2004г. стоимость египетского экспорта в ЕС выросла на 55% по сравнению с 2003гг. Египетский экспорт в арабские страны за тот же период также вырос на 31%, в США - на 36%.
Египет проводит политику открытого рынка в торговле с арабскими странами, как член соглашения Арабской зоны свободной торговли - Greter Arab Free Trade Area (GAFTA), подписанного в 1995г. Таможенные пошлины в рамках соглашения окончательно отменены с 2005г. В конце декабря 2005г. заключено соглашение о беспошлинной торговле Египта с Турцией.

ПФ. Высокие цены на углеводороды, сложившиеся в 2006г., положительно сказались на экономике Египта: европейские страны начали серьезно заниматься поисками альтернативных заменителей нефти. Франция, Испания, Италия и Румыния проявляют значительный интерес к ускорению строительства газопровода Египет - Юг Европы, а также к закупкам египетского сжиженного газа.
Доступ на рынок углеводородов и нефтегазового оборудования регулируют проектная организация <ЭнПиПиАй>, а также по нефти - ЕГНК и газу - <Игаз>. Он осуществляется через тендерную систему.
Другими основными участниками нефтяного рынка являются <Шелл>, <Апачи> и <Аджипт> (эти компании работают в основном в Западной пустыне и дельте Нила).
Компания <Лукойл Иджипт> ежегодно добывает в Египте около 0,5 млн.нефти.; газового рынка - <Газ де Франс>, <Шелл>, <Юнион Феноза> и <Петронас>.
Цементные заводы модернизирует ThyssenKrupp Polysius. Портальные краны поставляет итальянская компания Funtuzzi Regianne.
Доля концерна <Сименс> в импорте Египтом энергетического оборудования составляет 60%.
Европейские банки осуществляют кредитное сопровождение расширения производства азотных удобрений с 635 до 1270 тыс.т/г в особой экономической зоне <Эйн Эль-Сохна> (Генподрядчик и поставщик - ThyssenKruppUdhe).


Источник: http://www.mytravelworld.ru/egypt/gallery.php

Египетская генеральная нефтяная корпорация подписала с корпорацией <Трансаммоний> подписала 25 летний контракт о продаже всего производимого карбамида (2 тыс. т/сутки) с нового химического комплекса в Эйн Сохне.

ЭИТ. Процессу развития инвестиционной активности зарубежных компаний способствуют созданные правительством Египта благоприятные условия для притока зарубежных капиталов, среди которых:
- предоставление государственных гарантий, в т.ч. от конфискации и национализации;
- инвесторам гарантируется неограниченное владение инвестируемым капиталом, включая его репатриацию и перевод прибылей за границу;
- не допускается административное вмешательство государства в вопросы ценообразования на выпускаемую продукцию, определения характера продукции и реинвестирования полученной прибыли;
- не подлежит отзыву или изменению гослицензия, выданная инвестору на право владения земельным участком или недвижимостью;
- предусматривается право приобретения земельных участков и недвижимости, включая гарантии против их экспроприации;
- гарантируется право безлицензионного осуществления внешнеторговых операций с производимой продукцией и товарами, необходимыми для организации производства.
В АРЕ зарегистрировано 7 государственных свободных зон (СЗ). Изготовленные на их территории товары считаются египетскими при экспорте и произведенными за пределами Египта в случае их поступления на внутренний рынок. На конец 2003г. в СЗ Египта зарегистрировано 800 компаний с капиталом 6 млрд. долл. США. Накопленный инвестиционный капитал предприятий, работающих в СЗ, оценивается в 15,1 млрд. долл. США. Число служащих в компаниях, действующих на территории свободных зон, составило в 2003г. 87 тыс. чел.
Предприятия, созданные в СЗ, освобождаются от большинства налогов и сборов на весь период деятельности, но ежегодно выплачивают сбор в 1% от стоимости ввезенных или произведенных товаров.
Ввоз товаров для предприятий, находящихся на территории свободных зон, осуществляется беспошлинно. Машины и оборудование, импортируемые предприятиями для организации производства в рамках инвестиционных проектов вне свободных зон, облагались минимальной таможенной пошлиной в 5%.
Кроме того:
- бухгалтерская отчетность иностранных инвесторов может вестись в иностранной валюте.
- генеральная организация по инвестициям имеет право выписки для своих инвесторов сертификатов об освобождении от уплаты налогов и таможенных пошлин.
- запрещены инспекции предприятий египетскими властями в том случае, если прерывается производственный процесс.
В целях сокращения госучастия в развитии инфраструктуры правительство АРЕ разработало и внедряло в последние годы схему привлечения в египетскую экономику инвестиций на условиях BOT (Build-Operate-Transfer) и ВООТ (Build-Own-Operate-Transfer). Схема предусматривает:
-заключение между правительством и инвестором контракта на строительство объекта,
-государственные гарантии на возмещение расходов инвестора,
-эксплуатацию инвестором или временное владение им объектом,
передачу государству работающего объекта по окончании согласованного в контракте периода.
Разработано и предложено инвесторам на ВОТ условиях 50 проектов, в т.ч.:
-10 - министерством энергетики и электрификации (строительство тепловых электростанций),
- 37 - министерством транспорта (строительство и реконструкция аэропортов, морских портов, автодорог, железнодорожных веток);
- 3 - министерством жилищного строительства (строительство систем водоснабжения и канализации).
На конец 2005г. египетское правительство заключило контракты на строительство и реконструкцию 14 объектов, включая 3 электростанции, 7 аэропортов и 4 морских порта и причала.
Основные проекты по схемам BOT и BOOT.
-контракт на строительство ТЭС <Сиди Крир> (западнее г. Александрия) подписан в 1998г. и предусматривает инвестирование 480 млн. долл. США. Объект сдан в эксплуатацию в 2002г.
-контракт на строительство ТЭС <Суэц Галф>. подписан в 1999г. и предусматривает инвестирование 340 млн. долл. США. Объект сдан в эксплуатацию в 2003г.;
- контракт на строительство ТЭС <Порт Саид Ист>. подписан в 1999г. и предусматривает инвестирование 340 млн. долл. США. Объект сдан в эксплуатацию в 2003г.
Контракты на указанные ТЭС заключены на условиях ВООТ. Объекты переходят в собственность государства через 20 лет после их ввода в эксплуатацию.
Основные транспортые проекты (реализованные) в Египте следующие:
 здание аэропорта в г. Хургада. Контракт подписан в 1998г., предусматривает инвестирование 15 млн. долл. США и передачу объекта в собственность государства через 10 лет после ввода в эксплуатацию. Объект сдан в эксплуатацию в 1999г.
 аэропорт <Эль-Аламейн>. Контракт подписан египетским инвестором И.Камелем в 1998г. и предусматривает инвестирование 200 млн.ег.ф. и передачу объекта в собственность государства через 50 лет после ввода в эксплуатацию. Аэропорт сдан в 2002г., но сертифицирован в 2005г.
 контейнерный терминал в порту <Порт Саид Ист>. Основной инвестор - <Маерск Лайн>. Строительство завершено в 2004г., инвестиции - 481 млн. долл. США. Эксплуатация начата в 2005г. Объект перейдет в собственность государства через 30 лет после сдачи в эксплуатацию.
 терминал для отгрузки морским транспортом газового конденсата на экспорт в порту Дамиетта (восточнее г. Александрия) сдан в эксплуатацию в апр. 2003г., инвестиции - 1,6 млрд. долл. США Отгрузки газа на экспорт начаты в янв. 2005г. Контракт предусматривает переход терминала в собственность государства через 25 лет после завершения строительства.
Указанный выше терминальный проект курирует генеральная организация по инвестициям и свободным зонам (ОИСЗ), на сайте которой на английском, итальянском, японском и арабском языках размещалась ежемесячно обновляемая общая информация об инвестиционных проектах по следующим направлениям:
- крупные сельскохозяйственные проекты по освоению земель, включая проекты Тошка, Северный Синай, Восточный Овейнат;
- проекты на условиях ВОТ и BOOT;
- инвестиционные проекты в рамках программы приватизации;
- проекты, предлагаемые инвесторам администрациями египетских провинций;
- инвестиционные проекты в области туризма;
инвестиционные проекты по линии министерства промышленности и технологического развития;
- предложения по созданию совместных предприятий с участием иностранного капитала по линии государственного и частного секторов.
ОИСЗ также оказывает инвесторам помощь в поиске потенциального египетского партнера для инвестиционного проекта, выборе местоположения предприятия, оформления вида на жительство.
В ходе осуществления проектов у инвесторов возникает необходимость в защите своих прав, в т.ч. и в связи с действиями представителей египетских госорганов, так как, несмотря на определенный прогресс в области рыночных реформ, для Египта по-прежнему характерна значительная бюрократизация экономики. В связи с ростом жалоб в 2003г. правительство было вынуждено создать аппеляционную комиссию во главе с вице-премьером Египта. В течение 2003г. года было подано 300 жалоб и рассмотрено 276. Это в 4 раза больше данных 2002г.
Как показало изучение опыта иностранных инвесторов, наиболее успешными в Египте оказались проекты, ориентированные на внешние рынки и особенно те, в которых инвестор уже имеет отлаженные схемы и структуры по сбыту продукции производств.
Высокоэффективными иностранные инвесторы считают капиталовложения в разведку и добычу на территории Египта нефти и газа. Среди иностранных концессионеров, занимающихся добычей нефти, наиболее крупным инвестором является английская компания <Бритиш Петролеум>.
Инвестиции. В ближайшие 5 лет Министерство внешней торговли и промышленности планирует создать 1000 заводов, по 200 заводов ежегодно с инвестициями на LE30 млрд. Эти промышленные объекты обеспечат ежегодное создание не менее 200 рабочих мест. Министерство намерено предпринять целый комплекс мер для достижения этих целей.
За 8 месяцев 2005г. поступления от приватизации достигли рекорда за последние 20 лет - LE3,4 млрд.
Инвестиции в промышленный сектор Египта выросли до LE174 млрд., столько же было инвестировано за последние 2 десятилетия, вклад частного сектора составил 71%. LE83 млрд. из этих средств были направлены в новые индустриальные города (НИГ) - поглощают 20% египетских трудовых ресурсов. Вклад промышленного сектора в ВВП составил 18%.
Антимонопольный закон (АЗ) крайне необходим для обеспечения свободной конкуренции на местном рынке. Монополии стали одним из главных камней преткновения, стоящих на пути создания новой системы свободного рынка Египта. Потребовалось 15 лет для разработки той версии антимонопольного закона, которая, наконец, была одобрена Народным собранием в январе 2005г.
АЗ стал вторым из трех законов, направленных на регулирование внутреннего рынка. Перед ним (в 2004г.) был введен закон о защите интеллектуальной собственности (ЗИС), а вслед за ним последует новый закон о защите потребителей (ЗЗП), находящийся в стадии разработки.
Действие АЗ направлено на компании, стремящиеся доминировать на рынке и манипулировать ценами и качеством, для чего создается Антимонопольная комиссия по защите конкуренции (ACPC), которая войдет в кабинет министров. ACPC будет иметь судебные полномочия для того, чтобы вплотную заниматься изучением влияния любой монополистической сделки на внутренний рынок, и для привлечения нарушителей к суду.
АЗ также предусматривает, что прежде, чем привлекать монополистов к суду, ACPC должен получить предварительное письменное одобрение кабинета.
Три представителя АСРС будут представлять правительство, и тринадцать - Федерацию египетских отраслей промышленности (ФЕОП), общества защиты потребителей и ассоциации инвесторов.
Члены парламента из всех политических партий также протестовали против мягкости АЗ в отношении наказания монополистов. Предусмотрены только штрафы, а не сроки тюремного заключения. Диапазон штрафов колеблется от LE30,000 до LE10 млн.
Египетский президент Хосни Мубарак объявил о планах приватизации государственного сектора экономики:
- продажа 172 государственных компаний, в которых работают более 400 тыс. человек,
- продажа государственных пакетов акций в 659 смешанных компаниях.
В то же время государство сохранит за собой стратегически важные области экономики: коммуникации, нефть и газ, электричество и т.п. К участию в торгах будут допущены иностранные инвесторы.

Источник: http://www.medtours.ru/ostrane-egipet.php

Связи с Россией. Российские инвестиции в основном ориентировались на нефтяной сектор египетской экономики. В предыдущие годы активизировалась деятельность по разведке и эксплуатации месторождений нефти российской нефтяной компании <Лукойл Оверсиз> (ЛО) (дочернее предприятие ОАО <Лукойл>): владеет 12% акций капитала компании <ЛукАджипт>, разрабатывающей нефтяное месторождение <Мелейа> в Западной пустыне, подтвержденные запасы нефти которого оцениваются в 20,8 млн. бар., годовая добыча 6,7 млн. бар.
ЛО также работает на 2 геологоразведочных концессиях (оффшорные блоки <Западный Гейсум> и Северо-восточный Гейсум>). В случае успешной геологоразведки на указанных оффшорных блоках инвестиции в разработку месторождений могут превысить 300 млн. долл. США.
На экспорт нефть отгружается автотранспортом через нефтяной терминал <Гайеум>, находящийся в 93 км от месторождения. В целях снижения стоимости транспортировки компания построить нефтепровод, который соединит месторождение с грузовым терминалом. Стоимость работ по его сооружению - 20 млн. долл. США.
ЛО также разрабатывает месторождения нефти на побережье Суэцкого залива недалеко от г. Хургада. Годовой уровень добычи и нефти российской нефтяной компанией составил в 2004г. 0,5 млн. т. бар. Имеется интерес у российских инвесторов к приобретению Хелуанского металлургического комбината.
АО <Автоваз> осуществляет поставку египетской фирме Lada Egypt сборочных комплектов автомобилей ВАЗ-2107 (в 2005г. - 2 тыс.шт.). В 2005г. Тогда же на строящемся заводе в <Лада> (промзона 10 Рамадана) фирмой Lada Egypt осуществлена пробная сборка первых 44 комплектов автомобилей модели ВАЗ-2110. Мощности завода позволят в дальнейшем использовать его возможности также для сборки других марок российских автомобилей.
ВЗАО <Химмашэкспорт> осуществляет поставки в Египет различного технологического оборудования российского производства. В 2005г. осуществлялись поставки запчастей к электродвигателям и турбокомпрессорам на сумму 650 тыс. долл. США. Компания принимает участие в тендере на поставку запчастей к локомотивам и турбокомпрессорным установкам на 1 млн. долл. США.
В 2004-2005гг. отмечалась позитивная динамика российско-египетского инвестиционного сотрудничества и увеличения египетских инвестиций в России, которые должны привести к росту российского экспорта в Египет. К этой области можно отнести инвестиции в производство авиационной техники и пиломатериалов.
В качестве египетских на территории России официально зарегистрировано 8 инвестиционных проектов, основными из которых являются:
- организация производства самолета ТУ-204-120 ЗАО <ВО <Авиаэкспорт> при инвестиционном участии египетского бизнесмена И. Камеля;
- участие в акционерном капитале российско-египетского банка Бадр Форте Банк;
- приобретение египетским инвестором Анваром Муашаром леспромхоза в Архангельской области и организация на его базе производства хвойных пиломатериалов для экспорта;
- торговое египетско-российское предприятие <Таки-Москва>.
В 2005г. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) открыл кредитную линию по проекту ТУ-204-120 под производство 5 самолетов для Китая и предоставил участникам проекта 50 млн. долл. США. Стоимость контракта - 165 млн. долл. США.
В части создания экспортно-импортной инфрастуктуры можно отметить египетскую финансовую группу <Бадр>, инвестировавшую 50 млн. долл. США в приобретение 49% уставного капитала российского <Форте банка>. Это упростило установление корреспондентских отношений с государственным Египетским банком развития экспорта (ЕБРЭ) и обеспечило доступ <Бадр Форте Банк> к обслуживанию внешнеторговых операций между Россией и Египтом.
Доля основных товаров российского экспорта в Египет в 2005г. снизилась (пиломатериалы с 8 до 5%, металлолом с 8 до 4%, автотрактосборочные комплекты с 25 до 12%).
Проект добычи илистых отложений со дна озера Насер. В проекте участвует египетская фирма EHT с привлечением российских компаний <Морфизприбор> (Санкт-Петербург), <Гидропроект> (Москва), Московский государственный горный университет.
В 2005г. оказывалось содействие российским компаниям ЗАО <Индустриальные системы водоподготовки>, ЗАО <ЦНИИ судового машиностроения>, ОАО <Тамбовмаш>, по участию в российско-египетском проектировании и производстве установок для очистки сточных и грунтовых вод, а также опреснения морской воды. В проекте принимают участие египетские компании <Вокаала>, <Кахакемика>.
Важным объектом российско-египетского сотрудничества в энергетической области является возведение в Египте <под ключ> тепловой электростанции (ТЭС) мощностью 325 мвт. Заинтересованность обеих сторон в реализации данного проекта обусловлена тем, что часть производимой электроэнергии предположительно будет поставляться на экспорт в Иорданию и другие страны региона. Российская сторона инициировала возведение указанной электростанции, имея в виду возможность предоставления <Технопромэкспортом> кредита на 350-400 млн. долл. США.
В результате победы в 2005 проведенных Египтом международных торгах <Технопромэкспорт> планирует осуществить поставку трансформаторов для Асуанского энергетического гидрокомплекса на 3 млн. долл. США. участвует в реализации проекта ТУ-204-120.

Полпред от 16 июня 2011г. и от 26 декабря 2010г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.