Финансовая система современности. Перспективы развития финансового мира.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДОЛЖЕН РАСТИ (Транспорт России, 17 января 2013г.)

ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДОЛЖЕН РАСТИ

17 января 2013

Транспорт России

Министр транспорта РФ Игорь Левитин - о ходе структурной реформы на железнодорожном транспорте и о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО "РЖД"

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

В своем докладе на заседании правительства, характеризуя работу отрасли в целом, Игорь Левитин отметил отсутствие значимых сбоев в работе, повышение качества услуг, оказываемых различными структурами железнодорожного транспорта. По словам министра, за истекшие девять месяцев работы наблюдался устойчивый рост объемов перевозок как в грузовом, так и в пассажирском сегментах работы.

Вместе с тем, по мнению Игоря Левитина, прогнозируется, что по итогам года в связи со спадом деловой активности и, соответственно, снижением объемов внешней и внутренней торговли произойдет падение динамики роста показателей основной деятельности железных дорог.

Анализируя итоги реформирования железнодорожной отрасли в 2011 году, Игорь Левитин подчеркнул, что проведена большая работа по выполнению поручений правительства, данных по итогам рассмотрения результатов реформы в прошедшем году и плана мероприятий по реализации программы структурной реформы.

Во-первых, подготовлены и распоряжением правительства утверждены изменения в план мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006 - 2013 годы. Корректировка проведена с учетом Целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг на основе анализа хода реализации третьего этапа реформирования и затронула наименования мероприятий, сроки их выполнения и состав мероприятий.

Во-вторых, утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, включающая перечень программных мероприятий, направленных на совершенствование инфраструктуры, а также привлечение инвестиций для приобретения подвижного состава нового поколения.

В-третьих, внесены изменения в Положение о распоряжении объектами имущества компании "РЖД" в части сокращения перечня документов, необходимых для согласования продажи акций дочерних обществ. Кроме того, Минтрансом России подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", которым предусматривается снятие ограничений по распоряжению отдельными объектами имущества ОАО "РЖД".

В области совершенствования нормативного регулирования среди приоритетных задач, решавшихся в текущем году, следует выделить подготовку изменений в федеральные законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".

В соответствии с одобренными Комиссией правительства по законопроектной деятельности концепциями подготовлены проекты изменений в эти два основополагающих законодательных акта.

Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусматривается законодательное закрепление сложившейся за период структурных преобразований в отрасли системы отношений, формирование правовых основ для дальнейшей реализации мероприятий реформы и создание условий для развития конкурентных отношений в соответствующих сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Игорь Левитин отметил, что законопроект рассматривался на заседании Межведомственной комиссии по структурной реформе и был в целом одобрен. Сегодня он дорабатывается по итогам согласительных процедур, проведенных с федеральными органами исполнительной власти, с учетом заключения Минюста России и будет внесен в правительство в ближайшее время.

Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актуализируются основные положения, регламентирующие отношения по перевозкам грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, с учетом развития технологии перевозок, качества обслуживания, формирования конкурентной среды в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг.

Законопроект проходит процедуру межведомственного согласования.

В этом году подготовлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в части корректировки критериев имущества ОАО "РЖД", ограниченного в обороте.

В первую очередь речь идет о снятии запрета на распоряжение объектами имущественного комплекса ОАО "РЖД", не связанными с обеспечением движения поездов, а также не имеющими стратегического и оборонного значения. Предусмотрено упрощение порядка распоряжения акциями дочерних обществ ОАО "РЖД".

Вместе с тем законопроектом установлен порядок возложения на приобретателей объектов имущества ОАО "РЖД" соответствующих мобилизационных заданий.

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в федеральных органах исполнительной власти.

В целях формирования системы технического регулирования на железнодорожном транспорте Минтрансом России разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении технических регламентов.

Принятие данных актов в соответствии с Законом "О техническом регулировании" позволит заложить основные требования безопасности к эксплуатации железнодорожного транспорта. В текущем году принят ряд подзаконных актов, восполняющих пробелы в правовом регулировании в области железнодорожного транспорта.

Министр подчеркнул, что мероприятия по совершенствованию государственного управления железнодорожным транспортом в отчетный период выполнялись одновременно с реализацией административной реформы. В ходе данных мероприятий утверждены административные регламенты Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственных функций по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте и лицензированию перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

По мнению Игоря Левитина, ключевым событием текущего года для дальнейшего развития отрасли стало принятие Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Основная цель документа - определить задачи по перспективному развитию отрасли на долгосрочный период, исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития России.

Появление этого важнейшего документа также является результатом структурных преобразований в отрасли, направленных на обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и пользователей услуг.

В ходе реформы созданы условия для развития конкуренции в отдельных сегментах рынка и соответственно притока частного капитала в развитие отрасли. С учетом этого стратегия предусматривает, что, несмотря на имеющиеся меры государственной поддержки, львиная доля инвестиций в развитие отрасли принадлежит частному инвестору.

Предположить существование данной конструкции 10 лет назад было практически невозможно. Рост объема инвестиций, привлекаемых для развития отрасли, является одной из целевых задач третьего этапа реформы.

По словам министра, в качестве одного из источников финансирования остается федеральный бюджет.

Мероприятия стратегии увязаны с мероприятиями федеральных целевых программ "Модернизация транспортной системы России на 2002 - 2013 годы", "Развитие транспортной системы России (2013 -2015 годы)", Транспортной стратегии России до 2030 года и синхронизированы с ними.

Общий объем финансирования программы до 2015 года предусматривает на развитие железнодорожного транспорта 6 трлн руб., из которых 379 млрд руб. - государственные капитальные вложения из федерального бюджета.

Игорь Левитин отметил, что только в текущем году в рамках государственно-частного партнерства заключены три инвестиционных соглашения на общую сумму свыше 137 млрд руб. с государственной поддержкой за счет средств Инвестиционного фонда в размере около 50 млрд руб., оставшаяся доля финансируется за счет частных инвестиций.

В целях развития объектов транспортной инфраструктуры, необходимых для проведения зимних Олимпийских игр в 2014 году, в уставный капитал ОАО "РЖД" внесено более 24 млрд руб.

В этой связи в течение отчетного года выполнялся ряд мероприятий, направленных на повышение уровня инвестиционного спроса.

Продолжилось выделение непрофильных видов деятельности и соответствующих активов путем создания дочерних обществ. Так, в текущем году советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании восьми дочерних и зависимых обществ.

По мнению главы Минтранса, вывод неосновных видов деятельности и соответствующих активов из состава ОАО "РЖД" имеет комплексный результат как с точки зрения притока дополнительных инвестиций, так и с точки зрения появления новых игроков в отдельных сегментах рынка услуг на железнодорожном транспорте.

Вместе с тем дальнейшие преобразования в этом направлении должны проводиться при условии детальной и тщательной оценки капитализации создаваемых компаний с учетом текущего состояния фондовых рынков и оценки возможных рисков продажи активов без значительного финансового результата.

За прошедший год изменилось соотношение парка железнодорожного подвижного состава, принадлежащего ОАО "РЖД", и парка компаний-операторов. В настоящее время такое соотношение составляет 44% - парк ОАО "РЖД" и 56% - парк компаний - операторов.

Такое развитие рыночных отношений требует дальнейшего совершенствования регуляторной среды и развития нормативной базы. Поэтому необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на создание равных конкурентных условий для всех собственников грузовых вагонов и полноценного рыночного ценообразования в конкурентных секторах этого бизнеса.

Игорь Левитин подчеркнул, что с учетом текущей ситуации в мировой экономике в соответствии с поручением Правительства РФ Минтрансом России совместно с Минпромторговли России реализуются мероприятия, направленные на обеспечение стабильной работы не только железнодорожных компаний-операторов, но и предприятий транспортного машиностроения.

В результате совместной работы с крупнейшими компаниями-операторами определены предварительные объемы заказа грузовых вагонов российских производителей на 2012 год (свыше 50 тыс. единиц, из которых свыше 24 тыс. -ДЗО ОАО "РЖД", оставшаяся часть - частные компании). Общий объем инвестиций составит около 100 млрд руб. (с НДС). Благодаря этому фактический объем заказа для российских вагоностроителей не уменьшается, а увеличивается. Однако по этому вопросу нужна работа с Минфином России в части целевого кредитования договоров поставки и лизинга подвижного состава российских производителей в соответствии с механизмами, предусмотренными Правительством РФ.

По словам Игоря Левитина, реформирование пригородного пассажирского комплекса осуществлялось в этом году в соответствии с программой структурной реформы.

Вместе с тем, по мнению Игоря Левитина, по-прежнему со стороны субъектов Российской Федерации не обеспечено полное покрытие убытков от пригородных пассажирских перевозок. В среднем по сети железных дорог компенсируется не более 40% расходов пригородного комплекса, из которых 35,6% - доходы от продаж перевозок и всего 3,3% - дотации субъектов.

Причины такой ситуации заключаются, с одной стороны, в отсутствии достаточной заинтересованности администраций субъектов Российской Федерации в государственной поддержке этого вида социально значимых перевозок, с другой стороны - в отсутствии четкой законодательной регламентации полномочий субъектов по тарифному регулированию этих перевозок и соответствующей обязанности по компенсации убытков, возникающих в результате тарифного регулирования.

Министр подчеркнул, что разработанный Минтрансом России законопроект о внесении изменений в Закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устраняет этот пробел.

Программой структурной реформы (подпункт а) пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года N 384) предусмотрено создание компании в сфере перевозок пассажиров в дальнем сообщении со 100%-ным участием государства.

Однако в октябре текущего года советом директоров ОАО "РЖД" одобрена концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования до 2015 года, предусматривающая создание компании, осуществляющей перевозки пассажиров в дальнем следовании, в качестве дочернего общества ОАО "РЖД".

По предварительной оценке совета директоров компании, такой способ выделения пассажирского комплекса является наиболее приемлемым с точки зрения управляемости перевозочным процессом, возможности получения финансовой помощи со стороны материнской компании.

Основным критерием для принятия решения по данному вопросу остается обеспечение безубыточности деятельности будущей компании.

Согласованные Минэкономразвития России параметры индексации тарифов на пассажирские перевозки в регулируемом секторе в 2012 -2014 годах с учетом предусмотренных федеральных субсидий (в 2012 году - 32,7 млрд руб., в 2013 году -28 млрд руб., в 2014 году - 25,5 млрд руб.) позволяют выйти на безубыточный уровень работы пассажирской компании.

В этой связи, по мнению министра, требуется:

- принять решение о создании в 2012 году пассажирской компании, осуществляющей пассажирские перевозки в дальнем следовании, определив способ создания будущей компании либо в виде государственной компании, как это предусмотрено Программой структурной реформы, либо как дочернего общества ОАО "РЖД" с изменением программы;

- определить основные перспективные параметры финансово-хозяйственной деятельности федеральной пассажирской компании с учетом анализа результатов ведения раздельного учета доходов и расходов ОАО "РЖД" по видам деятельности за 2011 год;

- обеспечить проведение мероприятий, необходимых для начала хозяйственной деятельности пассажирской компании;

- определить принципы и механизм формирования государственного заказа на выполнение пассажирских перевозок железнодорожным транспортом.

Еще одним стратегически важным направлением структурных преобразований, непосредственно влияющим на ход структурной реформы, является, по заключению министра, совершенствование тарифного регулирования.

К числу положительных итогов уходящего года Игорь Левитин отнес принятие ряда принципиальных решений в области тарифного регулирования.

Первое. Последовательная индексации тарифов на грузовые перевозки в первом полугодии 2011 года -8%, 2012 год - 12,5%, 2013 год - 9,7%, 2014 год - 10%. Индексация тарифа в текущем году позволила сблизить темпы роста уровня заработной планы работников отрасли с темпами роста заработной платы в среднем по России.

Второе. Целевая индексация тарифов на грузовые перевозки в 2011 году на 1% для обеспечения развития железнодорожной инфраструктуры объектов зимних Олимпийских игр в Сочи.

Третье. Введение инвестиционной составляющей в тариф.

Кроме того, Игорь Левитин остановился на вопросах реализации проектов, разработанных в соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта, а также с учетом ФЦП "Развитие транспортной системы России до 2015 года".

При этом министр подчеркнул, что в части этих проектов инвестиционная программа ОАО "РЖД" не подлежит изменению - все они должны реализовываться в соответствии с ранее утвержденными планами. При этом все ранее заключенные долгосрочные контракты на поставку материалов и оборудования для их реализации должны исполняться в полном объеме, но с пересмотром ценовых параметров.

Впервые в качестве источника финансирования предусмотрены средства от введения инвестиционной составляющей в тарифе на грузовые перевозки (в 2012 году - 9 млрд руб., в 2013 году - 40 млрд руб. и в 2014 году - 77 млрд руб.).

Кроме того, инвестиционной программой предусмотрена реализация "сочинских" проектов. Это проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, связанной с подготовкой и проведением Олимпийских игр в 2014 году. Источником для их реализации будут являться средства, полученные за счет целевой дополнительной индексации тарифов на грузовые перевозки в среднем на 1% (в 2012 году - свыше 7 млрд руб., в 2013 году - свыше 8 млрд руб. и в 2014 году - 9 млрд руб.), а также средства, внесенные в уставный капитал компании (в целях строительства совмещенной автомобильной и железной дороги на участке Адлер - Роза Хутор).

В целом необходимо отметить, что в качестве основных направлений инвестирования средств программа ОАО "РЖД" определяет объекты инфраструктуры - 75% и подвижной состав - 25% (локомотивы, электропоезда и пассажирские вагоны).

Теперь по источникам финансирования.

Во-первых, финансовый план, кроме амортизации и чистой прибыли, учитывает влияние на основные показатели деятельности компании результатов структурной реформы и ее реализации в прогнозируемом периоде. Вместе с тем наблюдаемая ситуация на финансовых рынках не могла не сказаться на планируемых сроках реализации акций дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", созданных в процессе структурной реформы, и, как следствие, формирование собственных инвестиционных ресурсов компании.

Так, в 2012 году планируется получить от реализации акций ДЗО 17 млрд руб. и в 2013 году - более 117 млрд руб. при предусмотренных проектом финансового плана на 2011 - 2013 годы доходах в сумме 48,5 млрд руб. и порядка 83 млрд руб. соответственно. В 2014 году реализация акций ДЗО не планируется. Всего в этот период предполагается реализовать акции 30 ДЗО.

Во-вторых, для формирования необходимых инвестиционных ресурсов в финансовом плане предусмотрено в 2012 - 2014 годах приращение заемного капитала в объеме порядка 150 млрд руб., 76 млрд руб. и 218 млрд руб. в трехлетний период.

В заключение Игорь Левитин отметил, что по плану действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, РЖД совместно с Банком России и Сбербанком России прорабатывает вопрос о выпуске транспортных облигаций в качестве одного из источников заемных средств, необходимых для реализации инвестиционной программы.

***

Общий объем инвестиций на модернизацию железнодорожного транспорта на ближайший двухлетний период предусмотрен программой в размере свыше 240 млрд руб., из которых государственные капитальные вложения составляют около 8 млрд, оставшийся объем финансирования обеспечивается за счет внебюджетных источников.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.